16 мая 2010 года в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии состоялась встреча с Раффаэлло Романелли (Raffaello Romanelli), скульптором из Флоренции (Италия).
Раффаэлло принадлежит к известной в Европе династии скульпторов Романелли. Его прапрадед, также Раффаэлло Романелли, является автором скульптуры Христа – святыни из собрания ЦАКа. В семье Романелли сама скульптура долгие годы считалась утерянной, в мастерской находилась лишь ее гипсовая модель.
Вся встреча была посвящена истории одного памятника искусства - скульптуры Христа, находящейся в зале Западно-европейского искусства ЦАКа. Автор скульптуры - Раффаэлло Романелли, выдающийся европейский скульптор рубежа XIX – XX века. Этот итальянский скульптор выполнял заказы известнейших европейских аристократических семей, в том числе императорских. В 1911 году его проект памятника императору Александру II был признан лучшим, но, к сожалению, проект не был осуществлен из-за начавшейся войны. Скульптура Христа была выполнена Раффаэло, предположительно, по заказу барона фон Мекка для места захоронения дочери и находилась на Лефортовском немецком кладбище в Москве.
Идейным вдохновителем встречи стал заведующий ЦАКом МДА протодиакон Игорь Михайлов. По инициативе протодиакона Игоря Михайлова и хранителя фондов ЦАКа Е. Ю. Суворовой в течение двух лет велась исследовательская работа по истории статуи Христа, шел поиск документов и фотографий в архивах г. Москвы и музее архитектуры им. Щусева.
Встреча открылась выступлением протодиакона Игоря Михайлова и Е. Ю. Суворовой, рассказавших о результатах своей двухлетней работы. Они представили искусствоведческую справку и рассказали об уникальной судьбе скульптуры в XX веке на основе найденных документов.
Затем старейший сотрудник ЦАКа – монахиня Антония (Владимирова) – поделилась своими воспоминаниями о событиях, связанных со скульптурой.
В заключение встречи выступил скульптор Раффаэлло Романелли, который рассказал о своем известном предке, о своей мастерской во Флоренции, показал документы и фотографии. Особый интерес вызвал портрет автора скульптуры Раффаэлло Романелли, а также фотография гипсовой модели памятника, хранящейся в мастерской Романелли. Данная модель не имеет рук, из-за чего потомкам скульптора был не вполне ясен замысел автора. Дело в том, что на месте захоронения скульптура Христа находилась рядом с сооружением, символизирующим Иерусалимский храм, на которое и указывает жест Христа, напоминающий о словах разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2.19). Эта фраза Христа относилась как к Нему Самому, так и к тому, чьи останки покоились рядом, указывая на всеобщее воскресение.
Таким образом, спустя сто лет Раффаэлло, первый из потомков Романелли, смог увидеть скульптуру во всей полноте ее авторского исполнения и понять замысел автора.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий